Menu

Что Украина пообещала МВФ взамен на кредит

Кредит МВФ дан под реформу Нацбанка и энергетического сектора, контроль за госрасходами и их сокращение, а также под масштабную дерегуляцию экономики

На сайте МВФ опубликован  Меморандум об экономической и финансовой политике Украины, которая согласована с фондом в рамках новой программы кредитования на 17,5 млрд долларов, пишет ЛIГАБiзнесIнформ. 

Стороны утвердили ключевые положения программы реформ в Украине, которую будет поддерживать Международный валютный фонд: 

1. Ведение гибкой и устойчивой курсовой политики;

2. Укрепление банковской системы с тем, чтобы та поддерживала экономическую активность страны;

3. Сокращение государственных расходов и реструктуризация долга;

4. Улучшение бизнес-климата и дерегуляция.

Для реализации этих целей правительство и НБУ обязуются следовать нескольким принципам экономической политики. 

Монетарная политика Украины будет направлена на доведение уровня инфляции до однозначного числа к середине 2016 г. Для этого необходимо сохранение гибкого курса гривны и существенное увеличение золотовалютных резервов Нацбанка в среднесрочном периоде.

Программа предусматривает, что Нацбанк будет продавать валюту только для поддержки внешних выплат правительства, в том числе по контрактам Нафтогаза и Энергоатома. Соответственно, НБУ отменит запрет Нафтогазу покупать валюту на рынке.

Минфин с этой целью пересмотрит ставки внутреннего госзайма в валюте, чтобы предложить потенциальным кредиторам выгодные условия поддержки правительства.

Власти Украины также намерены провести переговоры с Китаем о продлении существующего свопа для пополнения резервов и оздоровления платежного баланса.

Правительство собирается к концу текущего года отменить дополнительный импортный сбор, предусмотренный бюджетом-2015 на все группы товаров, кроме энергетического импорта и медикаментов — в случае, если ВТО не одобрит подобные меры. В Меморандуме подчеркивается, что этот сбор был введен для срочного укрепления платежного баланса. Ограничения на валютообменные операции также будут отменены, как и применение нескольких валютных курсов. Напомним, Нацбанк уже заявил о своем отказе от этой практики и переходе к единому курсу. Однако определенные ограничения на движение капитала будут сохраняться и/или временно вводиться в случае необходимости.

Национальный банк Украины ожидает трансформация. Правление будет преобразовано в исполнительный комитет, состоящий из главы и заместителей главы НБУ. Задачами этого исполнительного комитета будет формирование и внедрение монетарной и курсовой политики, а также регулирование банковской системы. Совет НБУ получит дополнительные функции по надзору, в частности, единоличную ответственность за происходящее внутри структуры регулятора и формирование комитета аудиторов НБУ.

Финансовая самостоятельность Нацбанка будет усилена. В текущем году регулятор должен был перечислить в бюджет от 60 млрд грн из доходов 2014 года — после проведения аудита. Отныне до завершения аудита от НБУ можно будет потребовать перечисления не более 25% доходов. В последующие годы перечисление доходов Нацбанка правительству будет возможно только после завершения аудита.

Поддержка и оздоровление банковской системы Украины, согласно новой программе, будет базироваться на сокращении кредитования инсайдеров и связанных лиц. С этой целью в Украине уже принят закон, усиливающий ответственность собственников банков. Кроме того, к концу марта НБУ совместно с МВФ и ВБ пересмотрит законодательство, касающееся связанных лиц. К концу мая текущего года 10 крупнейших частных финучреждений обязаны отчитаться о возможных убытках, связанных с такими лицами. Затем, к концу июля, такие отчета должны подать следующие 20 крупнейших банков из списка НБУ. Остальные финучреждения должны подать такие отчеты к концу сентября.

Затем НБУ в сотрудничестве с четырьмя крупнейшими мировыми бухгалтерскими фирмами проверит эти отчеты. Проверки будут завершены, соответственно, в конце сентября 2015 года, декабря 2015 года и апреля 2016 года.

Изменения в регулировании банковской системы также включают создание кредитного реестра в пределах НБУ, переход банков на международные стандарты финансовой отчетности к середине 2015 года, разработка (совместно с МВФ) к сентябрю 2015 года стратегии мониторинга госбанков и др.

Сокращение государственных расходов в Украине предусматривает полную отмену субсидий для Нафтогаза к 2017 году. Кроме того Украина (уже завтра — ред) начнет переговоры с частными кредиторами о реструктуризации долга. Это позволит привести госдолг к удовлетворительному и устойчивому уровню 71% ВВП к 2020 году. 

Власти Украины подчеркивают, что перед ними стояла задача снизить налоговую нагрузку и одновременно расширить базу налогообложения. С этой целью был упразднен ряд мелких налогов и введен налог на дорогие автомобили. В меморандуме упоминается также принятый в прошлом году закон о трансфертных ценах. С целью оптимизации налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов в Украине упразднена возможность выбора крупными налогоплательщиками налоговых агентов. На данный момент 60% таких плательщиков обслуживаются вне специальных инспекций. К концу года правительство обязуется свести обслуживание всех крупных налогоплательщиков в единый специальный офис, говорится в Меморандуме. 

Важнейшей частью реформы энергетического сектора является реформирование Нафтогаза. Перед правительством стоит задача сократить дефицит госкомпании до 3,1% ВВП в текущем году и устранить его в 2017 году. С этой целью были повышены тарифы на газ для населения и бизнеса. Постепенное повышение цены газа будет продолжаться до апреля 2017 года. 

Что касается дерегуляции и улучшения бизнес-климата, еще в октябре прошлого года была принята стратегия реформ на 2014-2017 гг… Тогда же был принят ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией и отмывание денег. Несмотря на это, борьба с коррупцией на высших уровнях власти чрезвычайно затруднена, отмечается в меморандуме. Поэтому правительство намерено укрепить законодательную базу работы Национального антикоррупционного бюро. Также деятельность НАБ будет подлежать общественному надзору, в связи с чем предлагается обязать его ежегодно отчитываться о проделанной работе.

После принятия соответствующих законов НАБ сможет проводить расследования на самых высоких уровнях, включая бывших президентов Украины и получит доступ ко всей необходимой информации, включая той, на которую распространяется банковская тайна. Бюро должно быть окончательно утверждено к концу апреля 2015 года.

Борьба с отмыванием денег будет также связана с влиятельными политическими лицами. НБУ и Служба финансовых расследований будут изучать подозрительные транзакции, связанные с такими лицами.

Претерпит изменения существующая система раскрытия информации о доходах высокопоставленных чиновников. Пересмотр системы планируется завершить до конца марта 2015 г. Такая информация обязательно должна включать сведения о собственности и контроле над каким-либо фондами или другими активами (определенными FATF). Таким чиновникам запретят получать дорогостоящие подарки.