Украинские печатные СМИ на грани вымирания. Рекламодатели практически не рассматривают оставшиеся газеты и журналы в качестве коммуникационных площадок. Только за последние два года рекламные доходы в печатной прессе сократились более чем вдвое, а продажи тиражей не окупали затрат большинства проектов и в прошлые, относительно благополучные времена. Тренд перемещения читателя и рекламодателя в онлайн стал особенно заметен в последние несколько лет.
В Западной Европе издатели газет и журналов не теряют оптимизма, полагая, что у печатных изданий все еще есть будущее. Надо лишь непрерывно улучшать контент, повысить глубину проработки тем и визуализировать подачу информации. Ребрендинг, редизайн, переформатирование — любимые термины Европейского газетного конгресса — 2015.
Своим видением будущего печатных изданий в цифровую эру поделился Габор Штейнхард — издатель ведущей деловой газеты Германии Handellsblatt:
Не интернет меняет мир, а желание людей быть вовлеченными, иметь шанс высказать свое мнение, проявить себя. Поэтому сейчас популярны СМИ, позволяющие это делать. Тот, кто не реагирует на происходящее вокруг, обречен. Кто сейчас читатель? Это масса людей, имеющих огромное желание участвовать в новостной индустрии, генерировать и разрабатывать то, что им интересно. Издатели, которые этого не понимают, проиграют.
Какими должны быть современные печатные СМИ? Мы не должны быть авторитарными. Часто редакцию воспринимают как место обмена мнениями, а главный редактор и его заместитель видят в ней место сбора идей и оповещения команды. При этом руководители изданий по определению авторитарны. Пример из истории — на двери кабинета Карла Маркса висела табличка «Здесь кончается демократия». Во многих редакциях ситуация сегодня схожа. Главные редакторы воспринимают сами себя слишком серьезно, от чего теряется интерес и к работе со стороны журналистов, и к контенту со стороны читателей. Мы должны быть более веселыми, открытыми, творческими, несмотря на экономическую, финансовую, политическую или социальную направленность.