Международный валютный фонд в своем отчете опубликовал рекомендации по отношению к налоговой системе Украины, банковской тайне и управлению госпредприятиями. «TopКредит» выбрал ключевые замечания Фонда.
Снижение ставок ЕСВ
В МВФ считают, что изменение налоговой нагрузки на оплату труда не навредит целостности государственных финансов Украины.
Единый социальный взнос в Украине требует срочного внимания. Если ничего не будет предпринято, бюджет страны потеряет доход в размере 4,5% ВВП из-за предусмотренного законом снижения ставки ЕСВ.
Также в МВФ уверены, что в Украине теневой сектор экономики занимает очень значительную долю, и это является большим препятствием для развития страной своего экономического и социального потенциала.
Для восстановления горизонтальной справедливости по отношению к обычным работникам, необходима коренная реформа единого налога.
Международный валютный фонд предлагает в краткосрочной перспективе вывести юридические лица из-под упрощенной системы налогообложения НДС. Об этом говорится в докладе МВФ.
Кроме этого, Фонд рекомендует не объединять единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц.
Фонд одобряет снижение ставок ЕСВ (как отдельного налога с фонда оплаты труда в его нынешней форме) и внедрение намного более строгого режима для самозанятых плательщиков налогов. При этом МВФ не уверен в том, что само по себе снижение ставок даст возможность существенно снизить теневой сектор.
Возможным сценарием может стать более умеренное, чем планируется сейчас, снижение средней ставки ЕСВ, к примеру, до 28% (с сохранением только небольшого количества из существующих на сегодня 67 ставок на основе уровня риска), повышение граничного размера этого налога с фонда оплаты труда до 25 минимальных зарплат и компенсация поступлений, главным образом, за счет непрямых налогов.
Новый механизм налогообложения доходов
Ключевой кредитор Украины — МВФ- рекомендует властям рассмотреть возможность введения в рамках налоговой реформы прогрессивной шкалы налогообложения доходов украинцев вместо ныне действующей плоской шкалы.
В МВФ привели пример Словакии, которая считается наиболее прогрессивной с точки зрения налоговых изменений, начатых в начале 2000-х годов.
Ослабление банковской тайны
В Фонде считают, что полномочия Государственной фискальной службы по расследованию операций по выплате неформальной зарплаты наличными являются очень ограниченными. И причина тому — суровость законодательства о банковской тайне, которую необходимо смягчить.
«Для того, чтобы предпринять решительные шаги против расширения неформального сектора, необходимо будет смягчить законодательство о банковской тайне: например, сделать так, чтобы для получения информации требовалось только соответствующее решение Национального банка», — говорится в отчете.
Эксперты МВФ отмечают, что сейчас ГФС может получить банковские выписки только по решению суда, а полученная таким образом информация сводится, как правило, к информации об остатках средств на счетах.
«В той мере, в которой Украина поддерживает текущие международные усилия, направленные на расширение двустороннего и многостороннего обмена информацией в целях налогообложения, она также должна обеспечивать наличие доступа к такой информации — в том числе, информации о банковских счетах — в целях ее предоставления странам-партнерам», — отмечается в документе.
Независимый холдинг госкомпаний
Управление государственными компаниями крайне неэффективно в Украине. МВФ предлагает в среднесрочной перспективе создать независимый акционерный холдинг компаний, которым будут управлять профессионалы.
Наряду с этим эксперты МВФ считают, что ранее наладить работу такой структуры не удалось из-за политического влияния на структуру, неопределенности целей и непрозрачности.
Фонд также предлагает альтернативы. Например, создание отдельного подразделения в Минэкономразвития или Минфине, которое было бы нацелено на увеличение стоимости активов портфеля. С другой стороны, МВФ предлагает создать ряд холдинговых компаний, которые будут управлять группами госактивов в отдельных секторах экономики.
МВФ утверждает, что правительство контролирует значительное количество экономических активов, как непосредственно, так и через госпредприятия, общая сумма активов которых составляет свыше 60% ВВП. Доход в этом секторе составляет около 20% ВВП, из них одну четверть принес «Нафтогаз».