Миллиардер Илон Маск — один из главных инноваторов в мире. PayPal, Tesla Motors, SpaceX — вот неполный список компаний, основанных Маском. На днях предприниматель презентовал очередной революционный продукт – аккумуляторную систему Tesla Energy, которая может изменить мировой рынок электроэнергии.
Перед вами самые яркие цитаты Маска о бизнесе.
Я — инженер. Инженер-ракетчик и автомобильный инженер. Большую часть времени занимаюсь именно этим. В основном, процентов шестьдесят своего времени я работаю с техническими командами.
У меня каждую неделю по несколько совещаний с инженерами Tesla и SpaceX. Правда, за последние несколько месяцев я потратил очень много времени на бизнес-задачи, связанные с реорганизацией обслуживания и продаж в Tesla. Не самое приятное из занятий, но это было необходимо.
Когда я учился в колледже, то не думал, что буду этим заниматься. Так что нельзя сказать, что это реализация давнего плана. Когда я учился, то думал о том, какие отрасли, по моему мнению, больше всего повлияют на будущее человечества. Это три отрасли – интернет, возобновляемая энергия и освоение космоса. Особенно, если человечество колонизирует другие планеты.
Определенно, я был «ботаном» и во многом остаюсь им до сих пор. Если бы кто-то составил список всего, что полагается делать настоящим «ботанам», то оказалось бы, что я прямо по нему все и делал.
Мне было очень интересно понять, как работает Вселенная. А физика занимается именно этим — пытается понять, как устроен мир на самом фундаментальном уровне. В какой-то момент я всерьез задумывался над карьерой физика, размышлял над некоторыми физическими проблемами. Но начал опасаться того, что погрязну в бюрократических проволочках с каким-нибудь коллайдером, а потом проект могут вообще закрыть, и это будет полный отстой.
Физика очень помогает, потому что математика, на которую опираются бизнесмены, очень примитивна по сравнению с математическим аппаратом физики. Помню, как на курсе по анализу рынка ценных бумаг преподаватель объяснял, что такое матрицы. Я был в шоке. Если вы знаете математику достаточно, чтобы заниматься физикой, то экономические задачи будете решать без усилий.
На курсах MBA учат совершенно не тому. Там не учат думать. Причем чем престижней курсы, тем хуже. Слушателей приучают к мысли, что они — особенные, после чего те становятся неспособными воспринимать обратную связь и беспристрастно анализировать собственные ошибки. Я нанимаю скорее вопреки наличию степени, а не благодаря. Среди высшего руководства моих компаний очень мало людей с MBA.
Работайте, когда нужно работать. Для многих из нас работа превратилась в чередование социальных сетей и развлекательных сайтов. Стоит ли говорить о том, что для того, чтобы стать успешным, нужно усердно работать?
Найдите сотрудников, которые обожают свое дело.
Вкладывайте в улучшение продукта. Мы практически не вкладывали денег в рекламную кампанию Tesla, а вместо этого сконцентрировались на исследованиях и разработке инновационных технологий. Помогают ли ваши усилия сделать продукт лучше? Если нет, бросьте.
Не стоит следовать трендам.
Чем вы моложе, тем больше можете рисковать.
Я могу смотреть на инновации, а могу быть их частью.
Если вы пытаетесь стать первооткрывателем, изобрести что-то действительно новое, то вам придется выявить самые фундаментальные истины в вашей отрасли и строить на них свои мысли. Для этого нужно напрячь голову, и я могу привести пару примеров того, как это помогает в ракетостроении.
Я бы был рад сказать, что постоянно думаю именно так. Но, к сожалению, у меня слишком много дел, и я могу уделить время только важнейшим из них. Например, технологическому прорыву. Иногда это выходит само собой — я просыпаюсь, и ко мне внезапно приходит озарение.
Если вы будете думать шаблонно, по аналогии, вам ничего не останется, кроме как признать, что такова жизнь. Но это не так.
Если бы мы были умнее, мы могли бы сделать ракеты намного дешевле.
Я думаю, орбитальные путешествия рано или поздно будут стоить, скажем, сто-двести тысяч. Наш Священный Грааль — полет на Марс — стоимостью меньше полумиллиона. Это пороговое значение, при котором будет возможно создать на Марсе самодостаточную колонию.
Мы, прежде всего, ищем свидетельства исключительных способностей кандидата. Это для нас самое главное.
Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта.
Я никогда не уйду из Tesla, но, наверное, не буду гендиректором вечно. Планирую оставаться на своем посту до тех пор, пока не будет выпущен новый седан Tesla Model III. Это будет в 2017 году — тогда и посмотрим.